Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 11.05.2024, 00:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя географии и биологии Правдиной Наталии Аликовны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои статьи » Статьи по биологии

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.
[ Скачать с сервера (28.0 Kb) ] 10.01.2020, 12:47

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

© 2019

Правдина Н. А., учитель географии и биологии

ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Кошкинского района

Самарской области

Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, методика проектирования учебной исследовательской деятельности, а также способы мотивации детей к деятельности в условиях проекта.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, успех, проект, проблема, мотивация, практическая значимость.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (из Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа»).

Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание такой системы образования, которая способна  поддержать талантливых детей.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом, развивают информационно-коммуникативные компетентности.

Исследовательская работа может быть организована и проводится как на уроках (мини-исследования), на уроках дополнительного образования – кружковая деятельность, так и вне образовательных учреждений – самостоятельно.

Проводя учебные исследования, учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:

• умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;

• умение наблюдать, работать с научной литературой;

• умение проводить эксперименты;

• умение давать определения и понятия.

• умение делать сравнения и выводы.

Опыт показывает, что ребёнок сам по себе очень любознателен от природы. Ему всё интересно. И я, как учитель, могу удовлетворить его поисковую активность через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность. Ценностью индивидуальных проектов является то, что у учащегося в процессе работы формируется чувство личной ответственности, потому что результат зависит от него самого. Кроме того, он осваивает логику выполнения проекта: от зарождения идеи до представления результатов и его оценки.

Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов:

  • постановка задачи;

  • планирование деятельности по реализации проекта;

  • планирование временных, пространственных рамок проекта;

  • поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала;

  • структурирование информации;

  • изготовление и оформление продукта;

  • выбор формы презентации;

  • подготовка презентации;

  • презентация;

  • самооценка и самоанализ.

Метод проектов, безусловно, только тогда успешен, если инициатива при выборе проблемы и темы проекта исходит от самого ученика. Если дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их,  то в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения.

Интересные темы для проектов – залог того, что работа будет увлекательной для школьника.

Самым сложным в работе над проектом, я считаю, это выбор темы. Трудность взаимодействия учителя и ученика на данном этапе обусловлена, прежде всего, тем, что в этот момент ребенок практически не мотивирован к работе. На данном этапе самой главной ошибкой учителя является прямое принуждение к работе над проектом, что  может перечеркнуть всю предстоящую деятельность.

Побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы. (Например проблема – чрезмерная любовь детей к чипсам, сосискам и колбасам, тема: «Глутамат натрия – великий и ужасный», проблема – качество мёда, тема: «Мёд – эликсир здоровья, молодости и красоты»). Даже наличие проблемы не заставит учащегося действовать. Процесс пойдет только тогда, когда  проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником.  Учитель не должен предлагать ученику  готовые темы, а должен постараться выяснить интересы и проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно решить в ходе работы над проектом. Если ребёнок  не может сразу определить тему, можно задать ему следующие вопросы: «Что мне интересно больше всего?»  «Чем я хочу заниматься в первую очередь?» «Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?»

Как показывает опыт, мои учащиеся выбирают темы проектов, которые связаны с проведением собственных наблюдений и экспериментов (эмперические): « Мёд – элексир здоровья, молодости и красоты», Кожа – зеркало души», «Герань – домашний оберег»  или теоретические, которые ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Например, «Глутамат натрия – великий и ужасный», «Индюки как бизнес».

Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Выбирать тему исследования следует с учетом имеющихся у ребенка знаний, опыта и интереса.  Тема исследования должна быть конкретной, а решаемая задача – актуальной. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. При этом тему исследования нужно сформулировать так, чтобы не возникли проблемы с поиском материала, с его осмыслением. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Задача учителя - подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, сможет довести исследования до конца. Должно быть достаточное количество материала для всех работающего над темой. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Формулировка темы проекта должна заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать будущих слушателей или читателей принять участие в решении проблемы. Так могут звучать темы проектов: «Все знают, что курить вредно, почему же люди курят?», «Есть ли чувства у растений?», «Лечат ли растения?», «Почему люди не любят червей?», «Охота на хищников – это хорошо или плохо?», «Чипсы – польза или вред?» (биология), «Заповедные территории, зачем они нужны?», «Климат будущего. Москва под водой?» (география)

        Учитель  в этом случае выполняет роль координатора, консультанта или эксперта. В процессе работы над проектом дети учатся планировать. При работе над проектом учащиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации. У детей увеличивается мотивация к учению, формируется адекватная самооценка. Четко видна связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся. Они начинают испытывать потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула. Формируется интерес не только к предметам естественнонаучного цикла, но и к обучению в целом. Естественнонаучные предметы имеют реальные возможности приобщить учащихся к учебно-исследовательской работе, развить их творческие способности. Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования могут и должны стать неотъемлемой частью преподавания этих предметов. Наиболее глубокие и содержательные учебно-исследовательские работы выполняются в ходе внеклассной деятельности. Темы проектов, в основном, носят социально значимый характер. Они связаны с различными сферами деятельности, где учащиеся вступают во взаимодействие с окружающим миром, взрослыми, социумом (модель жизни). Даже в рамках учебного проекта могут выполняться проекты, имеющие большую социальную значимость.

Заключительным этапом деятельности является представление и презентация проекта. На презентации школьники учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется наглядный материал и конечный результат проекта. При поддержке учителя происходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. Ребята учатся на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.

К своему выступлению дети делают рисунки, таблицы, графики, чертежи, доказывая и себе, и окружающим свою точку зрения. Немаловажно и то, что, защищая свою тему, ребята отвечают на вопросы, заданные слушателями из зала по теме исследования. Такая форма защиты своей работы учит детей ораторскому искусству, умению общаться с аудиторией.

Учащиеся нашей школы показывают высокие результаты своей исследовательской деятельности на окружных, региональных конференциях. Некоторые наши работы нашли дальнейшее применение. Наша работа «Индюки как бизнес»  пользовалась очень большим спросом среди населения и использовалась как пособие для выращивания индюков, работа «Биологическая эффективность влияния биопрепаратов на оздоровление зародыша семян  зерновых культур» использовалась фермерскими хозяйствами как пособие для повышения урожайности зерновых культур.

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, даёт им возможность применить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, но они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для формирования активной жизненной позиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.

  2. Журнал «Современные наукоемкие технологии». Басалаева Е.В.Метод проектов в образовании.– 2008. – № 6 – С. 62-64

  3. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с.

  4. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся / М. А. Мутик // Биология: изд.дом Первое сентября. - 2002.- N40. - С. 7.

  5. Фатеева И. А., Канатникова Т. Н. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 376-378.

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES

AS A MEANS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF SUBJECTS OF NATURAL SCIENCE CYCLE.

© 2019

Pravdina N. A., teacher of geography and biology

GBOU OOSH s. Nizhnyaya Bykovka Koshkinskiy district

Samara region

 

Abstract: the article refers to the organization of research activities as one of the successful components of the modern educational process. It reflects the methods and techniques necessary for the implementation of independent research activities, methods of designing educational research activities, as well as ways to motivate children to work in the project.

Keywords: research activity, success, project, problem, motivation, practical significance.

Категория: Статьи по биологии | Добавил: nataliya
Просмотров: 99 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024