Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 20.05.2024, 19:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя географии и биологии Правдиной Наталии Аликовны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои статьи » Статьи по географии

Групповая работа по географии
[ Скачать с сервера (115.5 Kb) ] 23.05.2015, 20:50

Групповая работа по географии

 Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы можно широко применять формы организации коллективной познавательной деятельности, например, внутриклассную групповую, внеклассную. В своей работе я использую два уровня коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Групповая работа (на принципах дифференциации)
  2. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели)

 

                Такая форма работы позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

  • Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под  руководством лидера;
  • Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания
  •  Руководители группы подбираются каждый раз новые (из хорошо подготовленных ребят). В группе могут быть ребята одного уровня обученности или разного уровня, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. 
  •  Однотипная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами (4-5 человек) одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий (если материал очень сложен). В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за помощью друг к другу.

   При групповой форме работы  учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем, помогающий оказывает не меньшую помощь, чем учитель, поскольку его знания активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость. Такая организация учебного процесса не на словах, а на деле превращает учащегося из объекта процесса в субъект. Учащиеся активно и постоянно соучаствуют в нем. Его течение и результативность становятся их делом. Такая организация способствует формированию таких нравственных качеств, как коллективизм, соучастие, сопереживание,  ответственность, самооценку и самоконтроль. И что еще очень важно, в таком процессе формируется чрезвычайно необходимый навык и умение руководить коллективом.епляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания:

                а) определение группы;

                б) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

                в) инструктаж о последовательности работы;

                г) раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа:

               д) знакомство с материалом;                                                                         

               е)распределение заданий внутри группы;                                                                           

               ж)индивидуальное выполнение задания;                                                              

                з)обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;                         

                и)обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,

                   уточнения, обобщения);                                                                                                                               

                к)подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть:

                 л) сообщение о результатах работы в группах;

                 м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной  

                     задачи. Выставление оценок.

   Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении темы, повторении материала уроков, закреплении знаний во всех типах и на всех этапах урока, а также при проведении познавательных игр, при дифференцированном подходе к обучению

Групповая работа позволяет каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса, раскрывая в нем такие качества, как уверенность в себе, формирует мотивацию и создает высокую степень обученности.

Разновидности групповых технологий.

I.  Опрос учащихся.

   Тестовая проверка: данная форма проверки позволяет более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения. Тестовая проверка дает возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. В процессе тематической и шаговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся. Кроме того ребята сами могут проверить тесты (из числа хорошо подготовленных учащихся), дополнительно заработав оценку. Несколько учащихся получают тесты разного уровня сложности. “Учителя” из числа хорошо подготовленных ребят сами проверяют тесты и по определенным критериям выставляют оценки. Виды тестов самые различные: с выбором одного или нескольких правильных ответов, вставкой пропущенных слов, работа с рисунками.

 

II.  Блочная технология. Изучение нового материала в группах.

 

                 Если новая тема включает в себя большой объем, трудно усваиваемый для всех учащихся, ее лучше разделить на блоки и каждому уровню дать свое задание.

                Блочная технология способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников. Подготовка учителя к объяснению темы состоит в том, что он анализирует программу, определяет содержание блоков, формулирует их задачи, обращает внимание на требования к знаниям и умениям (они записаны на доске), которыми должны владеть школьники во время урока.

                Модульно-блочная технология – довольно гибкая система: она позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащихся.

                В блоке объединено определенное количество видов работы, суть и назначение которых ясны и понятны обучающемуся; каждый из видов работы позволяет выработать одно из умений, являющихся объектами проверки.

                Модульно-блочная технология имеет ряд преимуществ: умственная работа учащегося четко организованна; из огромного блока материала выделено главное и второстепенное, усиливается мотивация познавательной деятельности учащихся, стимулируется самоконтроль и контроль со стороны учителя.

                При этой форме используются самые разнообразные виды работы на уроке: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблиц, работа с рисунками и схемами, самопроверка, формулировка выводов, повторение и т. д.

                В работе представлено несколько блоков по теме “Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных” и “Отряд чешуекрылые. Черты приспособленности к среде обитания”(8 кл.), “Размножение и развитие рыб. Забота о потомстве”(8 кл.), “Строение и функции дыхательной системы человека” (9 кл.) – использование элементов блочной системы. Эту работу хорошо проводить в разноуровневых группах с той целью, чтобы ребята, работающие по III уровню могли получить помощь от более подготовленных учеников. Это коллективная форма работы. Но можно давать и отдельно каждой группе свое задание (см. Приложение 2).

III.        Изучение нового материала с разными групповыми формами работы.

   Эта форма работы дает возможность привлечь ребят с разной успеваемостью. Порой, ребята, имеющие только удовлетворительную оценку, подготавливают сообщения гораздо интереснее и важнее. Так, при изучении темы “Птицы культурных ландшафтов”(8 кл.) я использую групповую форму работы. Создаю группы по 4 человека и заранее даю задание: “Собрать материал о наших местных птицах”:

Группа№1 “Скворцы” 

Группа№2 “Ласточки”

Группа№3 “Воробьи”

Группа№4 “Сороки”

Группа№5 “Грачи”

На уроке ребята, объединенные в группы, рассказывают о внешнем виде птицы, ее поведении, гнездовании, питании, перелетах и т.д. Все собранные сведения помещаются в конверт и передаются в классную библиотечку. Каждой группой выпускается минигазета о своей птице. В итоге все ребята выступают на уроке, оцениваются их знания, развивается речь и интерес к животным.

На уроке по теме “Эритроциты. Иммунитет.”(9 кл.) учащиеся работают под руководством командира группы. Командир объясняет ребятам схемы, проверяет правильность заполнения таблиц, контролирует знания понятий. Ребята первого уровня в гомогенных группах работают по индивидуальным заданиям (см. Приложение 3).

IV.      Закрепление материала в группах.    

а) работа в парах.

Работа в парах любого типа предусматривает активную деятельность каждого члена (один учащийся говорит, а второй контролирует и наоборот; или обсуждают конкретный вопрос). В своей работе я использую динамические пары. Учащиеся объединяются для:

  1. взаимоконроля (если пара гомогенная)
  2. взамообучения (если пара гетерогенная)

Ученики опрашивают друг друга и вместе обсуждают предложенные вопросы. Возникает ситуация коллективного взаимодействия. Если пара разноуровневая - один ученик выступает в роли “учителя”, другой отвечает на его заранее подготовленные вопросы по домашнему заданию, а также помогает закрепить ранее изученный материал. Такая пара работает не постоянно, так как “учителю” быстро надоедает. В парах могут работать и ребята III уровня. Контроль над их работой осуществляет учитель.

 

 

б) работа в группах постоянного состава.

Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной темы программы. Во время опроса помощник учителя в соответствии с перечнем вопросов работает с каждым членом своей группы. Перечень вопросов составляет учитель, предварительно опросив по ним самих консультантов. Вопросы готовятся дифференцированно для каждой группы согласно их уровню. Так, например, при закреплении темы “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6 кл.) я провожу нестандартную форму урока “Экзамен по ботанике”.

При закреплении темы можно использовать и самостоятельный зачет. У всех экзаменуемых есть зачетная карточка. Экзаменатор выставляет оценку за свой блок вопросов. За спаренный урок ребята успевают поработать по 4-5 блокам вопросов. Учитель на основе оценок в “зачетной книжке” выставляет итоговую. Если он сомневается, то опрашивает учащегося сам и в случае завышения оценки ответственность несет “экзаменатор”. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу (см. Приложение 4).

 

в) групповая игра на уроке.

 

Игру целесообразно проводить при закреплении теоретического материала. Так ,например, игру “Лучшая команда ботаников ” (6 кл.) я провожу в конце учебного года. Создается 5 команд, каждой команде предлагается перечень вопросов (равноценных). Команда сама решает, кто из ребят на какой вопрос будет отвечать. Жюри в составе учителя и 2-3-х учеников оценивает ответы и выставляет соответствующие баллы. В конце урока подводятся итоги, и победившая команда награждается “Орденом кленового листа”. Соответственно, каждый ученик получает балл за свой вклад в работу.

В 11 классе в конце изучения темы “Основы экологии” я провожу игру “Счастливый случай”. В ней участвуют 2 команды по 10 человек. С помощью этой игры можно проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий, развить интерес и их познавательную активность (см. Приложение 5).

V.        Нестандартная форма урока

    В 11 классе после завершения большой темы  “Основы цитологии” я провожу научную конференцию “Цитология – наука о клетке”. Предварительно проводится большая подготовительная работа. Ребята по группам готовят теоретические вопросы, наглядные пособия, вопросы для пресс-конференции, выпускают газету. Такая работа хорошо проходит в старших классах, где ребята уже умеют работать с научной литературой, составлять конспект, писать реферат. На выпускном экзамене учащиеся защищают рефераты по данной теме.

   Для закрепления знаний по теме “Млекопитающие” (8 кл.) я провожу викторину, что также является нестандартной формой урока. Помимо этого можно использовать и другие формы: КВН, встречу, путешествие и т. д.

Значение групповой работы:

·        возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

·        меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

·        сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

·        растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

·        учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что, тем не менее, помогает воспитательной работе автора. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям автор помогает, включая их в групповую работу.

При организации совместной учебной работы детей автор ставит перед собой цель – дать каждому ребенку:

·     эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут включиться в общую работу класса;

·     возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

·     опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

Категория: Статьи по географии | Добавил: nataliya
Просмотров: 1091 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024