Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 20.05.2024, 19:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя географии и биологии Правдиной Наталии Аликовны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои статьи » Статьи по географии

Система работы учителя - предметника
[ Скачать с сервера (119.5 Kb) ] 23.05.2015, 21:06

Система  работы учителя - предметника

   Если система работы учителя  целостная, решает все задачи педагогического процесса, используются разнообразные методы, учитель является организатором  процесса, учитывает конкретную обстановку, воспринимает ученика как личность, то можно говорить о продуктивной эффективной системе работы, дающей высокие результаты.

    Установление отношений «учитель – ученик» очень важно, так как характер сложившихся отношений учащихся и учителя влияет на эффективность всей учебно-воспитательной работы. Установившиеся отношения могут быть различными – благоприятствовать педагогическому процессу и затруднять его, могут стимулировать процесс учения и интерес к нему и могут их тормозить. Нормы отношений между учителем и учащимися являются также и методами нравственного воспитания, так как они формируют у учащихся определенный тип человеческих отношений, приобщают их к соответствующему нравственному опыту. Складывающиеся правильные отношения имеют большое значение и для учителя, и для учащихся: в одних случаях эти отношения стимулируют деятельность педагога, побуждают его к самообразованию, способствуют развитию творческих сил и становлению педагогического мастерства, доставляют ему радость, удовлетворение от собственной деятельности, а в другом – выступают как неприятная и безрадостная обязанность и для учителя, и для учеников.

   Взаимоотношения учителя и учеников устанавливаются в процессе учебной и различной внеурочной деятельности. Эти отношения могут быть официальными и менее официальными, суровыми и теплыми, близкими, безразличными и отталкивающими. Разумеется, отношения нестабильны и могут изменяться в силу разных причин, в том числе под влиянием формирующегося сознания учеников. Это же может произойти и в результате деятельности педагога.

   Учитель должен уметь  устанавливать  правильные взаимоотношения в процессе учебной деятельности. Для этого необходимо знание и понимание учителем психологических особенностей своих учащихся, умение,  не только улавливать и устанавливать обратную связь с учащимися, но и, опираясь на них, перестраивать отношения с учениками, направлять их на создание творческой рабочей атмосферы. Этому способствует и удачно созданное, с положительным эмоциональным тонусом, настроение на уроке, которое вдвое - втрое повысит положительный настрой учащихся в их деятельности. Это «фон урока».

   Необходима ориентация на развитие личности ребенка – создание максимально благоприятных условий для развития способностей ребенка, формирование практических умений и навыков, познавательных действий для приобретения знаний с учетом индивидуально психофизиологических особенностей. Организуя урок, надо стремиться так, управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал силу успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой.  

      Видеть пути формирования мышления на основе материала урока - это залог эффективности деятельности, то есть если  учитель руководит развитием мышления учащихся, то и сам развивается, углубляет свои знания.     

   Возникают в работе учителя следующие противоречия: между усложнением изучаемого материала, увеличением его объема и неумением ребят выделять главное, обобщать, самостоятельно мыслить и делать выводы; между сложностью предмета и недостатком часов для закрепления, изученного материала; между требованиями программы и снижением интереса к учебе, между большим количеством различной литературы в свободной продаже и часто невозможностью её приобрести многим учащимся и малым поступлением в школьный библиотечный фонд.

   В основе моей концепции лежит использование в работе различных форм и методов разноуровневого обучения, контроля, внеклассных мероприятий, способствующих возникновению интереса к предмету, осознание значения географии и биологии в жизни человека, умению использовать эти знания на практике. Развитие логического мышления, самостоятельности в работе, умения формулировать свои мысли и выводы, используя дифференцированный подход в обучении.

   Главное направление в результате использования развивающего обучения, перераспределения учебного материала с учетом стандартов обучения и психофизиологических особенностей каждого ученика.

 

По результатам за последние три года неуспевающих нет.

Качество знаний составляет:

 

География

51%

56%

58%

Биология

50%

53%

56%

 

 

Не для кого не секрет, что в настоящее время  интерес у детей к учебе падает. Причин много. И одна из них ухудшение здоровья у большинства детей. Поэтому я решила больше работать по проблеме дифференцированного обучения, что особенно актуально в период гуманизации школьного образования. Осуществление дифференцированного обучения возможно при определенных методических условиях: глубоком знании и учете учителем индивидуально-психологических особенностей учащихся. В нашей школе это возможно, так как каждого ученика мы знаем с детства.

Дифференцированное обучение применимо на всех этапах урока. Например, в 7 классе при изучении темы «Австралия» разбиваю класс на условные группы с учетом типологических особенностей школьников и даю задания.

 

Уровень

знаний

Физико-географическое положение. Открытие Австралии

Рельеф

Австралии

Природа

Австралии

Знания

базовый уровень

 

 

 

 

 

 

•Физико-географическое

Положение  Австралии.

История открытия

материка

 

 

•Знать основные черты

рельефа.

• Особенности

рельефа

Австралии

 

 

 

• Основные черты

климата, особенности

растительного и

животного мира

Австралии

 

 

 

•повышенный уровень

 

•Сравнивать физико-

географическое

положение Австралии с другими материками

• Подготовить

проблемную

информацию об истории

исследования материка

• Объяснять связь между

строением земной коры и рельефом

•Доказывать влияние происхождения материка на  рельеф

Австралии

•Сравнивать климат

Австралии и Африки

•Объяснять зависимость климата от географического положения

 

•углубленный уровень

 

• Прогнозировать

изменение природы

материка (если бы

географическое

положение было другим)

 

•Решить проблему

зависимости рельефа от происхождения и геологического строения материка

 

• Установить

закономерности

своеобразия природы

материка

• Прогнозировать

природные явления,

имеющие катастрофические последствия для Земли

 

   Эти задания позволяют решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность их углубления, способствуют развитию познавательной самостоятельности школьников. При этом ученик может переходить из одной условной группы в другую, в зависимости от степени усвоения знаний.

В 10 классе к  теме «Зарубежная Европа» предлагаю ребятам подготовиться к семинару по странам Европы. Каждый может выбрать себе страну и подобрать материал. Слабоуспевающим ребятам я рекомендую выучить материал, какой есть в учебнике. Более сильным – подобрать литературу дополнительную и поработать с ней. Это формирует у ребят адекватную самооценку знаний.

В изучении разных тем в географии 7 класса, 8 класса формой внутриклассной дифференциации является помощь учителя – разбивка текста или упражнения на самостоятельные части, задания с письменной инструкцией (с указанием последовательности действий) и т. д.

   В начале изучения темы я предлагаю ребятам выбрать себе любую страну и подобрать материал о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуре, религии, традициях, обычаях населения. Слабоуспевающие ребята выучивают материал учебника. Более сильные – подбирают дополнительную литературу и работают с ней. Я консультирую их, проверяю материал, рекомендую на что больше обратить внимание. Потом они пишут выступления, доклады, а наиболее подготовленные – рефераты. Но порой и слабоуспевающие учащиеся могут подготовить интересный материал (литература есть, компьютер у многих), но рассказать они затрудняются без записей. Но и это положительно, что у них не будет комплекса недостаточной информации.

Для проверки усвоения учебного материала готовлю разноуровневые задания: контрольные работы, тесты, географические диктанты, что дает возможность выявить все недочеты, не подавляет слабоуспевающих. Для учащихся, интересующихся биологией или географией, использую более сложные задания, ориентирующие на разнообразные виды учебной деятельности: не только раскрывать содержание того или иного вопроса, но доказывать, обосновывать факты, использовать теории для объяснения явлений.

   Сегодня сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой. Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится школе. Из-за недостаточной психофизической готовности современного школьника к взаимодействию с изменившимися условиями окружающей среды наблюдается снижение показателей физического развития и состояния здоровья нынешнего поколения. Выход из этой ситуации один: необходимо формировать у молодого поколения здоровый образ жизни.

   На основании данной проблемы была поставлена цель: создание условий для здоровьесбережения за период обучения в школе. Цель здоровьесбережения определяет следующие задачи:

  1. обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения  в школе;
  2.  сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни;
  3. научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

   В настоящее время можно утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это значит, что учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Это предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня, регламентацию разных видов деятельности на уроках и гигиенически правильно построенный урок.

   Педагог должен обладать важными качествами, среди которых - знание основ здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах.

   Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в образовательном процессе. Это даёт возможность учителю широко использовать в своей практике нестандартные формы уроков, такие как уроки-игры, уроки-дискуссии,  театрализованные уроки, уроки-конкурсы, уроки-обобщения,  уроки-экскурсии.      

    Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей - качественным обучением - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

   Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии в среднем звене игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.

   При изучении курсов физической географии в  6, 7 и 8 классах особенно эффективны игровые технологии (технология ролевой игры). Положительным моментом этой технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важной, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций.

   Подростков 12 - 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки-экспедиции, уроки-путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»). Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайны самого холодного материка Земли» («Антарктида»), «В гости к пигмеям» («Африка»), «Поездка в столицу моды и духов» («Евразия»).

  В старших классах более эффективными являются мозговой штурм и групповая дискуссия. Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. При этом все высказываются и все слушают, все имеют равные права; чем больше список идей, тем лучше;  подход к проблеме осуществляется с разных сторон, идеи не оцениваются и не критикуются. Темами мозгового штурма могут быть следующие: «Глобальные проблемы человечества», «Альтернативные источники энергии».

   Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Результатом дискуссии является решение проблемы. Темы дискуссий могут быть разными. Например,  «Грозит ли миру экологическая катастрофа?», «Прав ли был Мальтус,  говоря о перенаселении Земли?».

   Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

   Естественно, что на каждом уроке невозможно применять игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках - так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам.

На своих уроках я  реализую метод проектов, методику сотрудничества для формирования у учащихся новых учебных умений и осмыслению знаний. Метод проектов используется в учебном процессе для решения небольших  проблемных задач, для чего используются мини-проекты (информационные, творческие). Именно методы и технологии обучения представляют главный инструмент формирования ключевых компетентностей выпускника: умение учиться. Общаться. Работать с информацией.

   Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя.  Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика и учебного материала, то для реализации учебного проекта  этого недостаточно.

   Наиболее значимым  принципом метода проектов  является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

   Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

  1. развитие познавательных навыков учащихся;
  2. развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  3.  развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  4. развитие критического и творческого мышления.

   При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися  - это поиск интересной и общественно значимой проблемы.     Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации.   Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.   Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

    Каждая педагогическая технология, каждая группа методов объективно имеет свои возможности для формирования у учащихся умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества, создание климата саморазвития.

   Использование ИКТ на уроках географии и биологии, внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменить традиционную систему образования. В географии и биологии заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии и биологии  не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

   Можно выделить такие формы работы с ИКТ на уроках:

1. Непосредственное применение в учебном процессе.

2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.

3.Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

   Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: - учебные - тренажеры - контролирующие - демонстрационные - справочно-информационные - мультимедиа-учебники. В ходе урока ИКТ можно использовать на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяются на уроках изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. В своей работе я использую электронные учебники « География 6, 7, 8, 9, и 10». Например, при обобщающем повторении можно использовать тесты (повторение темы «Гидросфера» в 6 классе). Мультимедийный проектор позволяют расширить возможности уроков с применением ИКТ -  технологий, дает возможность просмотра видеофильмов на уроках, подготовленных электронных презентаций.

     

       Используемые мною технологии обучения позволяют плодотворно развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативные умения. За годы работы у меня сложилась своя система работы, в которой главное, помоему мнению, уважение к личности ученика, забота о развитии этой личности в соответствии с требованиями современного общества и индивидуальностью растущего человека. Принцип психологической комфортности ученика и личностно-ориентированные принципы обучения являются ведущими в системе работы учителя. Обязательным компонентом такого подхода является использование здоровьесберегающих технологий: релаксация, элементы рефлексотерапии, физкультминутки.

   Необходимо повышение психолого-педагогической компетентности учителя. Это обусловлено ростом социальных требований к школе и педагогам. Необходимо повышение психолого-педагогической компетентности учителя по трем основным направлениям: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личностное развитие учителя.

   Для начала необходимо выработать и осознать индивидуальный стиль своей педагогической деятельности, педагогического общения и изучить литературу по проблеме психолого-педагогической компетентности.

   Я считаю, что необходимо постоянно заниматься самопознанием своих личностных и профессиональных особенностей, чтобы полностью использовать свои возможности в учебно-воспитательном процессе, выработать у себя умение анализировать учебно-воспитательный процесс, что позволит своевременно выявлять профессиональные затруднения и ошибки.

   Необходимо постоянно заниматься самообразовательной деятельностью. Один раз в пять лет  проходить  курсы повышения квалификации по проблеме психолого-педагогической компетентности учителя.  В 2010 году я прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Развитие профессиональных компетенций педагога» и «Модернизация региональной системы образования».

   Для приобретения адекватной личностной и профессиональной самооценки учителю необходимо постоянно анализировать свой жизненный и профессиональный опыт, а при возникновении личностных и профессиональных затруднений обращаться за помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам, физиологам, социальным педагогам.

   Я считаю, что совершенствование педагогических способностей учителя является важным и незаменимым критерием деятельности современного учителя. Учитель должен обладать такими педагогическими способностями, как динамизмом – волевым воздействием, убеждением обучающихся, эмоциональной устойчивостью – способностью владеть собой, умением прогнозировать,  предвидеть результаты обучения и иметь способность к творчеству.

    Регулярно должна проводиться систематическая деятельность по овладению педагогической техникой: умение  управлять собой – владение своим телом, эмоциями, речью,  умение взаимодействовать с учащимися, коллегами, родителями.

   Я считаю, что в своей деятельности необходимо использовать передовой опыт педагогов-новаторов, осваивать новые технологии.

   Настоящий учитель должен обладать творческим мышлением – это

умение видеть дальше данного, предвидеть несколько вариантов решения проблемы и выбирать оптимальный,  умение находить новые варианты отношений с учащимися, умение конструировать нестандартные дидактические и методические построения, умение предвидеть последствия принимаемых педагогических решений.

 

   В начале каждого учебного года мною проводится работа по изучению психофизических особенностей учащихся, определяется их уровень мотивации  к учению.

    «Хороший учитель начинает с изучения того, что должны знать ученики и как этого добиться» -  говорил В.А. Сухомлинский. Преподавание своего предмета учитель должен начинать с изучения программ и учебников.   На уроках главное место должно уделяться главному, узловому моменту, должна формироваться система понятий и определяться пути их формирования.

   Составление рабочей программы учителя – это не механический, а творческий труд. Необходимо обдумывание целей и конечных результатов при составлении программы обучения.

   При подготовке к уроку мною определяются цели урока, методы и формы его организации, формулируются вопросы, побуждающие мышление, облегчающие процесс усвоения, а не автоматическую передачу содержания предмета, учитывается взаимосвязь между уроками,  ведь от этого зависит эффективность конечного результата урока.

   Я считаю, что проведение урока – завершающий этап творческого труда учителя. Урок – это «зеркало», где отражается вся система работы, по урокам можно делать выводы о системе работы учителя. После каждого урока мною проводится самоанализ урока – критический оценка собственного урока. Самоанализ является важнейшим компонентом системы работы учителя.

   Самокритичное отношение –  умение видеть и положительное, и отрицательное,  исправлять ошибки. Рефлексия – условие для движения вперед, ставя  задачи на «завтра».

    Вот уже на протяжении нескольких лет мною ведётся внеурочная работа по предмету. Благодаря этому происходит развитие интереса к предмету, углубление знаний по предмету,  осознанное знание предмета, а также расширение кругозора. Систематическая внеклассная работа направлена на проведение мероприятий, конкурсов, заданий. Это – вечера, походы, олимпиады, конференции. Систематическая внеклассная работа включает в себя массовую (групповую) и индивидуальную формы работы.

     Массовые формы работы проводились мною в течение всего года – это неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно – практические конференции по предмету.

     В течение всего года ведётся и индивидуальная внеклассная работа с учащимися – это подготовка докладов, изготовление пособий по предмету, изготовление презентаций к урокам. Данный вид работы носит исследовательский характер.

     Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации учащихся на уроке, поскольку выбор определён спецификой изучаемого материала – географическими и биологическими знаниями. Я пользуюсь различными формами при организации внеклассной работы.

Формы внеклассной работы по географии и  биологии:

Работа на

природе

Работа с

литературой

Игровая

деятельность

экскурсии

подготовка докладов

вечера

походы

подготовка рефератов

олимпиады

наблюдения

выпуск газет и стендов

игры

 

     Ежегодно мною проводятся осенняя и весенняя экскурсии в природу, ведутся совместно с учениками наблюдения за погодой, изменениями в природе в связи со сменой сезонов года и при этом заполняются дневники погоды.

     Огромное внимание уделяется подготовке докладов, рефератов, оформляются стенды на тему: «Редкие и исчезающие виды растений и животных», выпускаются стенгазеты на экологическую тематику.

    

     В течение всего года мною проводятся тематические вечера, такие, как «Здравствуй, осень золотая!», «Геокруиз», «Счастливый случай» и другие.

     Уже второй год  я являюсь педагогом дополнительного образования районного ДДТ, на базе своей школы веду кружок «Юный эколог». Учащиеся, члены моего кружка, приняли участие в конкурсе «Экомарафон 2010», где команда из 15 человек заняла второе место по России. Кроме того,  я подготовила 20 лауреатов Всероссийского заочного конкурса «Интеллект-экспресс» в номинации «Тайны природы».

   Второй год подряд моя ученица (Павлова Елена) занимает призовые места (3-е место по географии в 2009 году, 2-е место по биологии в 2010 году) в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Мои ученики принимают активное участие и являются призёрами Окружных и Всероссийских конкурсов. 2010 год - Окружная научно – практическая конференция школьников (Павлова Елена II место), 2009 год - Молодёжный биологический чемпионат - 3 человека (Павлова Елена, Пирогова Виктория, Емельянова Наталья) -  1, 8, 12 места в районе соответственно, 2009 год Молодёжный географический чемпионат - 3 человека (Павлова Елена, Теребинова Екатерина, Пирогова Виктория)-  4, 8, 17 места в районе соответственно. 2009 год - Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии, 2010 год - Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии  и биологии (Павлова Елена -  участница).  

    Сама я уже не первый год принимаю активное участие в методической работе учителей на уровне района, округа.

2009 год, сентябрь – принимала участие в качестве докладчика в окружной конференции «Технологии формирования  экологической культуры школьников через предметы естественно-научного цикла».

2010 год, август -   принимала участие в качестве докладчика в  окружной конференции учителей,  (секция «Биология», Тема «Успехи экологического образования в МОУ Быковская средняя общеобразовательная школа»).

2010 год, декабрь - Окружная педагогическая научно - практическая конференция «Наша новая школа» - в действии»

(секции « Здоровьесберегающая среда как условие качества образования», «Система дополнительного образования детей: стратегии, проекты, технологии»).

   В этом году впервые приняла участие в работе Регионального педагогического форума в качестве докладчика (тема: «Гражданское воспитание учащихся через экологизацию образования») в рамках секции «Формирование культурно-педагогического сообщества: профессиональная подготовка, имидж педагога 21 века»

   Третий год подряд являюсь экспертом комиссий олимпиад по географии, биологии, научно- практической конференции.

Этот год ещё был знаменателен тем, что моя работа была отмечена Почётной грамотой Северо-Западного управления Министерства образования и науки Самарской области.

    Я считаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у него это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать его стремление к самосовершенствованию.

    Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.

    Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Однако необходимо воспитывать у школьников и такие качества, как требовательность к себе и самокритичность.

   Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.

   Помощь детям в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг – чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.

    Педагогическая этика не признает безконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений.     Нервозность в конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.

   Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.

    Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности – одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.

    Учителю следует внимательно подходить к оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.

   Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.

   Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это подло и противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее – обязательное правило для учителя.

   Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.

   Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних, подрывая веру в себя у других.

   Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

   Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему интимными тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.

   На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентиры, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.

   В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон. Индивидуальный подход – один из основных элементов и требований педагогической тактики.

   Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, – одно из важнейших требований этики настоящего учителя.

   Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

   Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего профессионального поведения. Вне всякого сомнения, следование им укрепит ваш авторитет.

Категория: Статьи по географии | Добавил: nataliya
Просмотров: 1621 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024