Технология метапредметной языковой работы. Технологическая карта учителя
ФИО учителя, предмет __Правдина Наталия Аликовна, география___
Изучение темы «Путешествие по материкам» в 5 классе. Дата проведения занятий: 17 марта 2015 года
Используемый учебник: География, 5 класс, Начальный курс, Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И., 2013 Дополнительные учебные пособия: География. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. 5 класс»,
1. Формирование УУД:
- Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современного уровню развития общества; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя
- Регулятивные УУД: научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
-Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и выборе информации, контролировать, корректировать, оценивать свои действия и действия партнера, владеть монологической и диалогической формами речи, уметь слушать и вступать в диалог.
- Познавательные УУД: уметь характеризовать природу шести материков Земли, формулировать основные понятия: «материк», «остров», «часть света», «архипелаг»
2. Межпредметные связи: биология
3. Планируемые результаты:
- предметные: знать особенности природы шести материков Земли,
формулировать основные понятия: «материк», «остров», «часть света», «архипелаг»
-метапредметные:
а) познавательные: выделение признаков основных географических понятий, таких как «материк», «остров», «часть света», «архипелаг»
б) регулятивные: совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
в) коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, оценивать себя и собеседника
-личностные: формирование у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм
Предварительная работа
- Подготовлены этимологические справки к следующим терминам:
Материк `(Этимологический словарь русского языка Семенова)
Слово «материк», означающее «обширное пространство земли, омываемое морями и океанами», «континент», является производным от слова «матерый», который в свою очередь родствен латинскому materia (строительный лес, материал).
Слово «материк» закрепилось в лексике русского языка в XVII в.
Остров `(Современная энциклопедия)`
Остров, участок суши, окружённый со всех сторон водами океанов, морей, озёр, рек. От материков отличаются относительно небольшими размерами. Крупнейшие острова - Гренландия, Новая Гвинея>, Калимантан, Мадагаскар.
Части света `(Большая Советская энциклопедия)`
Части света - исторически сложившееся подразделение суши Земли на регионы, включающие Материки или их части вместе с расположенными вблизи них островами. Обычно выделяют следующие Ч. с.: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка,Антарктида; иногда в особую «островную» Ч. с. выделяют Океанию (См. Океания) (реже её рассматривают вместе с Австралией как сдвоенную Ч. с. Австралия и Океания). Деление на Ч. с. не следует смешивать с делением суши на материки, а также на Старый Свет (Евразия с Африкой), известный до открытия Америки, и Новый Свет (обе Америки). Австралия, Океания и Антарктида в этом делении не учтены.
В качестве домашнего задания учащиеся подготовили несколько определений понятия «архипелаг»
Архипелаг `(Толковый словарь Ефремовой)`
Группа морских островов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга и обычно имеющих одинаковое происхождение и сходное геологическое строение.
Архипелаг `(Большой энциклопедический словарь)`
Группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое, вулканическое, коралловое) и сходное геологическое строение.
Архипелаг `(Малый академический словарь)
Группа морских островов, расположенных поблизости друг от друга.
Архипелаг (Большая Советская энциклопедия)
Архипелаг (от итал. Arcipelago, название, предложенное в 13 в. венецианцами для Эгейского моря)
1) А. — значительная группа островов, лежащих на небольших расстояниях друг от друга и обычно рассматриваемых как одно целое. Острова, входящие в один и тот же А., обычно имеют одинаковое происхождение и сходное геологическое строение. В зависимости от этого различают А. материковые (Новая Земля), коралловые (Маршалловы острова), вулканические (Гавайские острова).
- К тексту параграфа учебника, представленному на стр. 106, подготовлены следующие задания для активизации работы с языком предмета
- Чем отличаются времена года в Африке?
- Причины разнообразия климата Северной Америки?
- Докажите разнообразие внутренних вод Северной Америки?
- Почему в Африке образовалась пустыня Сахара?
- Задания игрового характера:
Игра «Самый, самая, самое…» по физической карте мира и тексту учебника.
Назовите и покажите на карте:
- Самый большой материк Земли.
- Самые высокие горы.
- Самая длинная река Евразии.
- Самая высокая вершина мира.
- Самое глубокое озеро.
Самая большая пустыня.
- Самая крупная река Северной Америки.
- Самая длинная и полноводная река планеты.
- Самый жаркий материк Земли.
- Самый сухой материк Земли.
- Самый холодный материк Земли.
- Самый большой остров мира.
- Работа на уроке
- При введении нового термина «материк» учащиеся сами определяли значение нового слова, сопоставляя его с известными им словами «суша», «мать-земля », «большой»
При введении нового термина «материк» учащиеся сами определяли значение нового слова, сопоставляя его с известными им словами «суша», «небольшой », «окружённый водой»
При введении нового термина «часть света» учащиеся сами определяли значение нового слова, сопоставляя его с известными им словами «Новый Свет», «Старый свет»
При введении нового термина «архипелаг» учащиеся сами находили значение нового слова в словарях дома, могли объяснить значение этого слова
- На уроке были отмечены следующие ошибки учащихся при формулировании терминов, их определений, условий заданий:
- Учащиеся затруднялись при формулировании термина «часть света», некоторые вместо частей света называли материки.
- Учащиеся допускали ошибки при заполнении таблицы, в которую нужно было записать материки и части света.
- Приемы мнемотехники: для запоминания термина «…» (правила «………..») были использованы (придуманы) следующие словесные формулы:
Для запоминания определения «материк» придуманы следующие ассоциации «мать-земля», «матёрый».
Для запоминания названий материков предлагаются двустишия:
- Делим мир на шесть кусков:
В мире шесть материков
- Раз – Австралия у нас.
Кенгуру там встретит вас
- Два и три - Америка Северная, Южная,
В мире очень нужная.
- Четыре – Антарктида,
Ветрам, холоду открыта.
- Дальше, вспоминаем – Пять.
Надо Африку назвать.
- И последней назовем:
Шесть – Евразию, наш дом.
Для запоминания понятия «остров» используем ассоциации «море», «пальмы», «пляж»
Для запоминания термина «архипелаг» придуманы следующие ассоциации «остров», «группа», «Солженицин» «Гулаг»
- По тематике урока был использован следующий лингвокультурологический материал (дать краткую справку)
Интересные факты о Южной Америке. http://facty.by/zemlya/item/115-interesnye-fakty-o-yuzhnoj-amerike
Всё самое, самое в мире. http://знайгде.рф/raznoe/vse-samoe-samoe-v-mire/
Всё самое, самое на планете. http://www.tourister.ru/publications/408
Самое, самое. http://mygeosite.ru/index.php?/topic/97-самое-самое/
Рефлексия языковой работы на уроке
3. Высокая активность школьников отмечена при выполнении заданий:
1) Сформировать яркие географические образы каждого материка Земли.
2) Показать материки и океаны на карте.
3) Найти «самые, самые…» объекты на карте.
4) Укажите соответствие между географическим объектом и материком.
4. В ходе выполнения задания «Антарктида в летнее время получает много солнечного тепла. Однако, несмотря на это, лёд не материке не тает. Как вы можете это объяснить?» возник и был обсужден еще такой языковой вопрос: « Отражательная способность подстилающей поверхности».
5. Низкий уровень активности отмечен при выполнении заданий (перечислить задания)
1) Определение значений терминов, изучаемых на уроке.
2) С помощью рисунка 133 охарактеризовать поверхность материков.
6. Будет ли продолжена работа по лингвистической проблеме? Если да, то опишите планируемые действия (поисково-исследовательская работа)
Планируется продолжить работу по лингвистической проблеме. В следующем учебном году планируется с учащимися заняться поисково-исследовательской работой на тему: «Приёмы мнемотехники на уроках географии». В сети Интернет по этому вопросу информация недостаточная и хотелось бы разработать свои приёмы для запоминаний терминов и определений, необходимых при изучении начального курса географии.
Дополнительные замечания, наблюдения учителя: урок по данной теме очень важен. За очень непродолжительное время ( один урок) мы знакомим учащихся с особенностями материков, их природой. Пробуждаем интерес к изучению природы этих материков в будущем. Очень важно и то, что на этом уроке мы продолжаем знакомиться с географической картой, которая является основой (альфой и омегой) географии.
|