Урок на тему:«Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования материка»
Цели: Изучить особенности географического положения Северной Америки, познакомить учащихся с исследованиями Северной Америки.
Задачи:
Дидактические: Создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследование материка» средствами образовательных технологий.
Образовательные: Продолжить формирование умения определять географическое положение материка по физической карте, систематизировать изученный материал, проконтролировать степень усвоения изученного материала.
Воспитательные: Способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать мировоззренческой формированию географической культуры личности, формирование навыков внимания, аккуратности, формирование патриотических качеств личности.
Развивающие: Создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания, создать условия для развития речи.
Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой.
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, технология исследовательской деятельности
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: физические карты мира и Северной Америки; презентация, раздаточный материал, экран, компьютер, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии (География материков и океанов.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. – М.: Дрофа, 2009. – 318 с.), рабочие листы для учащихся, карточки с заданиями.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 минута.
- Изучение нового материала – 20 минут.
- Закрепление – 6 минут.
- Домашнее задание – 1 минута.
- Рефлексия – 2 минуты.
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю; в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
- Изучение нового материала.
На протяжении всего объяснения используется компьютерная презентация.
Целеполагание и мотивация. Название темы, целей урока. Актуализация знаний и умений.
Сегодня вы начинаете знакомство с новым материком. Определите по описанию, о каком материке пойдёт речь:
1.Это третий по величине материк Земли;
2. Омывается водами трёх океанов;
3. В далёком прошлом был частью материка Лавразия;
4. От ближайших материков отделён проливом и каналом;
5. На территории материка находилось древнее государство ацтеков;
6. Природа его имеет много общих черт с природой континента, на котором мы живём.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите название
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА ( США, Канада, колорадский жук, американский клён, статуя Свободы, индейцы, кондор, Аляска, Миссисипи, ковбой, бизон)
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, материк в западном полушарии. На юге соединяется с Южной Америкой, границу с которой проводят по Дарьенскому перешейку, иногда по Панамскому перешейку. К Северной Америке относят Центральную Америку и Вест-Индию. 20,36 млн. кв.км (вместе с островами 24,25 млн. кв. км).Население 442 млн. человек (1993).
САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ…
Самая высокая гора - г. Мак-Кинли - 6 193 м
Самая низкая точка - Долина Смерти - (- 86 м)
Длиннейшая река - Миссисипи с Миссури - 6 420 км
Крупнейший речной бассейн - Миссисипи - 3 268 тыс.кв. км
Самое большое озеро - Верхнее - 82,4 тыс.кв. км
Самое глубокое озеро - Верхнее - 393 м
Крупнейший остров – Гренландия - 2 175,6 тыс.кв. км
Крупнейший полуостров – Лабрадор - 1 600 тыс.кв.км
Слайды на экране, в процессе объяснения учителя, ученики находят географические объекты на карте.
История открытия. Открытие Нового Света – Америки – связано с такими именами, как Христофор Колумб, Джон Кабот, Америго Веспуччи, англичанами Гудзоном и Маккензи. В X веке на восточных берегах материка высаживались отважные викинги. Большое место в истории географических открытий занимают русские исследования на северо-западе Америки. В середине XVIII века Витус Беринг и Алексей Чириков во время очередной экспедиции на двух кораблях исследовали берега Аляски, открыли ряд островов Алеутской гряды (показ. на карте).
На слайде (демонстрация) показаны Витус Беринг, Христофор Колумб, Руал Амундсен у берегов Северной Америки. Впервые в рапорте-отчёте Чирикова о результатах экспедиции Северная Америка названа материком.
Первые русские поселения в Америке создал купец Г.И.Шелихов (показ. портрет). Он вёл активную торговлю с местными жителями и содействовал исследованию и освоению Аляски. Русские поселения были созданы вдоль северо-западного побережья вплоть до 38° с.ш. Эта часть называлась Русской Америкой и входила в состав Русского государства до 1867 года. Память о русских исследователях северо-западной Америки хранят названия географических объектов на карте: остров Чирикова, пролив Шелихова, Берингово море, Берингов пролив и др. (показ. на карте) Русское влияние сказывается в культуре, быту, языке местных жителей. Так, индейцы-тлинкиты и теперь водят русские хороводы и поют русские песни (порой ни слова не понимая), слова которых передаются из поколения в поколение.
Географическое положение материка.
Работу будут проводить: картографы, мореходы, землемеры, исследователи, географы, путешественники. (Предлагаются разноуровневые задания, учащиеся сами выбирают задание в соответствии с уровнем сложности, работают с картой, учебником, с атласом)
«Картографы»: «Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка. Данные занесите в контурную карту: по отношению к экватору; нулевому меридиану; тропикам; полярным кругам.» (Пользуемся планом в учебнике на стр. 311, атласами и контурными картами)
«Мореходы»:
Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку. (Пользуемся атласами и контурными картами).
океаны
|
моря
|
Тихий,
Атлантический,
Северный Ледовитый
|
Баффина,
Бофорта,
Берингово,
Чукотское,
Карибское,
Саргассово
|
«Землемеры»:
Сделайте вывод о размерах материка и его площади. Определите размеры материка с севера на юг и с запада на восток. (Пользуемся стр. 6 учебника, атласами и контурными картами)
Площадь материка – 24,2 млн. кв. км
По 100- му меридиану с севера на юг: (67°с.ш. – 17°с.ш.) х 111 км = 5550 км
По 50 – й параллели с запада на восток: 11,7 х 350 км = 4095 км
«Исследователи берегов»:
Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше? Заполните таблицу, используя карту. Покажите их на карте.
(Пользуемся, атласами и контурными картами)
острова
|
полуострова
|
заливы
|
проливы
|
Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Баффинова Земля, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские острова
|
Калифорния, Лабрадор,
Аляска,
Флорида, Юкатан
|
Гудзонов, Мексиканский,
Калифорнийский, Фанди
|
Берингов, Гудзонов,
Девисов
|
«Географы»:
Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:
1. Крайняя северная точка – мыс Мёрчесон (74° с.ш. 95° з.д.)
2. Крайняя западная точка – мыс Принца Уэльского (62° с.ш. 170° з.д.)
3. Крайняя южная точка – мыс Марьято (8° с.ш. 78° з.д.)
4. Крайняя восточная точка – Сент-Чарльз 47° с.ш. 56° з.д. )
Защита работ у доски по физической карте полушарий и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.
Физкультминутка для глаз.
По физической карте Северной Америки (Презентация)
Проблемная ситуация
Ребята, внимательно посмотрите на карту:
Какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка) Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство? (разделимся на группы: по выбору 1 ряд “Сходство”, 2 ряд – “Различие”) Педагог записывает на доске в виде таблицы, заслушав ответы учащихся.
Сходство
|
Различие
|
- Тихий и Атлантический океаны
|
- Древние материки: Гондвана и Лавразия
|
|
- Южное и северное полушария
-
|
|
|
|
|
|
Северный и южный полярные круги
|
|
Очертания береговой линии
|
|
Площади материков
|
3. Закрепление материала: Заполните пропуски в тексте:
Материк находится в … и … полушариях. Относится к части света … Омывается водами …, …, … океанов. Самая большая изрезанность береговой линии у … берегов, здесь расположен огромный по площади … архипелаг. В сушу вдается ... залив. Значительно меньше изрезаны ... берега, здесь выделяется … залив и два полуострова … Самый крупный остров … находится в …части от материка.
4. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.
1уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.
2 уровень: творческие задания: Кроссворд. Ключевое слово “ Гренландия” или “Северная Америка”.
5. Рефлексия. Отвечают на вопросы:
1. Кто на уроке поработал отлично?
2. Кто хорошо?
3. Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?
4. Что вам особенно понравилось? Что не понравилось?
5. Чему я научился и что узнал нового?
|