Категории раздела

Мои файлы [17]
Мои статьи [9]

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 20.05.2024, 18:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя географии и биологии Правдиной Наталии Аликовны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Урок с использованием ИКТ по теме "Витамины, 8 класс
[ Скачать с сервера (5.94 Mb) ] 18.11.2014, 08:53

Пояснительная записка

   Одним из достоинств применения информационных технологий в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии - новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся, который  делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах. Мультимедийная презентация является наиболее эффективной формой представления материала на уроке биологии. Её использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

   Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

    Данный урок был разработан с учётом ФГОС второго поколения, где на передний план ставится личность ученика. Такая организация учебного процесса, при которой все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и делают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

  Урок, созданный в программе Microsoft Power Point, позволяет использовать короткие интерактивные задания, тесты, анимацию, музыку, позволяет искать информацию в интернете. Кроме того, позволяет вернуться в любую часть урока за секунды, что помогает в усвоении даже трудного материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья учеников. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также для контроля знаний.

   Урок разработан в технологии интерактивного обучения, с использованием информационных технологий.

   Актуальность выбранной темы в том, что недостаток витаминов приводит к нарушению обмена веществ, к серьёзным заболеваниям, а на изучение этого материала отводится всего 1 час в 8 классе. Я считаю эту тему очень значимой, поэтому для изучения данной темы применила информационные технологии.

   Средствами выбранной технологии я предполагаю решить проблему недостатка информации, которой в полной мере не овладевают учащиеся при традиционном проведении урока.

    Цель: проектирование мультимедийного интеактивного учебного занятия с применением информационных технологий.

   Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • формировать учебно-познавательную компетентность учащихся.

   Учащиеся 8 класса в полной мере владеют навыками работы с ПК и базовыми компьютерными программами, поэтому провести урок с применением информационных технологий в данном классе не составляет большого труда.

Планируемые результаты  ОР с учётом требований ФГОС:

Ученик по окончанию изучения темы урока:

- даёт определение понятия «витамины»; (ПР)

-описывает результаты опыта; (МР)

-кодирует словесную информацию в графическую; (МР)

-обосновывает значение витаминов для ЗОЖ; (ПР)

-решает учебные задачи в процессе учебно-группового сотрудничества; (ЛР)

-владеет способами учебно-группового сотрудничества; (ЛР)

-планирует собственную деятельность под руководством учителя; (МР)

-оценивает результат собственной деятельности; (ЛР)

-называет основные группы витаминов; (ПР)

-раскрывает значение витаминов для человека; (ПР)

-опровергает мифы о витаминах; (ПР)

-обосновывает значение здоровья в жизни человека; (ЛР)

- оценивает жизненную ситуацию с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья (ЛР)

Основная часть.

Тема урока: « Витамины»

Мотивация: При правильном полноценном питании, употреблении в пищу большого количества овощей и фруктов, вы никогда не будете болеть, будете иметь красивое, физически развитое  тело, кожу,  волосы и ногти.

Цель урока:

 Формирование ценностного отношения к своему здоровью и естественно-научного стиля мышления на основе осмысления значения витаминов для организма человека
Задачи урока:

  1. Познакомиться  с важнейшими представителями витаминов, их содержанием  в продуктах питания;
  2. Выявить значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ
  3. Сравнивать  природные и искусственные витамины;
  4. Определять присутствует ли у них витаминная недостаточность;
  5. Давать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;
  6. Применять теоретические знания на практике

   Место урока в системе воспитательной работы образовательного учреждения: данный урок позволяет воспитать в обучающемся стремление поддержания здоровья в хорошей форме и формирование здорового образа жизни.

   Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Для лабораторной работы: штативы для пробирок,  пипетки, натуральный яблочный сок (свежевыжатый), яблочный сок  из упаковки, раствор йода.  Таблицы «Авитаминозы», «Содержание витаминов в продуктах  питания, интерактивные тесты

Организация урока: класс разделён на 4 группы. На столах стоят таблички А, В, С, D,   карточки с информацией о витамине.
План урока:
1.    История открытия витаминов.
2.    Основные группы витаминов, источники, их функции, авитаминоз.
Тест: «Есть ли у меня авитаминоз?»
3.    Способы сохранения витаминов. Лабораторная работа: «Определение витамина С в яблочном соке».
4.   «Мифы о витаминах»

5. Закрепление

6. Рефлексия

Конспект урока/ занятия

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

 

 

 

  1. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

планирует собственную деятельность под руководством учителя;

 

Вводная беседа: Сегодня  я хочу вас познакомить с особыми веществами. Мудрецы называли эти вещества эликсиром жизни. Людям издавна было известно, что отсутствие некоторых продуктов рационе может быть причиной тяжелых заболеваний. Есть вещества, которые тоже влияют на обмен веществ. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Формулировка проблемы:

Главный вопрос урока:

Почему витамины играют такое важное значение в  питании

Какие задачи мы должны решить, чтобы ответить на главный вопрос?

  1. Познакомиться  с важнейшими представителями витаминов, их содержанием  в продуктах питания;
  2. Выявить значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ
  3. Сравнивать  природные и искусственные витамины;
  4. Определять присутствует ли у них витаминная недостаточность;
  5. Давать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;
  6. Применять теоретические знания на практике

Распределение заданий между ГРУППАМИ:

Задание 1-й группе: изучить информацию о витамине А в информационной карточке и заполнить таблицу

Задание 2-й группе: изучить информацию о витамине В информационной карточке и заполнить таблицу

Задание 3-й группе: изучить информацию о витамине С в информационной карточке и заполнить таблицу

Задание 4-й группе: изучить информацию о витамине А в информационной карточке е и заполнить таблицу Определение участниками группы авитаминоза с помощью теста

 

 

 

 

фронтально

 

 

Запись темы и вопроса в тетрадь

 

 

 

 

 

фронтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15  мин.)

Формулировка планируемых результатов

 

 

кодирует словесную информацию в графическую;(МР)

 

решает учебные задачи в процессе учебно-группового сотрудничества;(ЛР)

 

 

 

 

владеет способами учебно-группового сотрудничества;(ЛР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

описывает результаты опыта;(МР)

Практическая работа в группах: (информация заносится в  таблицу)

Работа 1 группы:

1 ученик: записывает название витамина А и его графическое обозначение

2 ученик: описывает функции витамина А

3 ученик: определяет продукты,  которых находится витамин А

4 ученик: определяет признаки авитаминоза

5 ученик: развеивает миф о витаминах Миф № 1: «Все потребности в витаминах можно обеспечить за счет полноценного рациона питания».

Работа 2 группы:

1 ученик: записывает название витамина В и его графическое обозначение

2 ученик: описывает функции витамина В

3 ученик: определяет продукты,  которых находится витамин В

4 ученик: определяет признаки авитаминоза

5 ученик: развеивает миф о витаминах Миф № 2: «Витаминами можно запастись впрок».

Работа 3 группы:

1 ученик: записывает название витамина С и его графическое обозначение

2 ученик: описывает функции витамина С

3 ученик: определяет продукты,  которых находится витамин С

4 ученик: определяет признаки авитаминоза

5 ученик: развеивает миф о витаминах Миф № 3: «Витамины нужны только маленьким детям и больным».

Работа 4 группы:

1 ученик: записывает название витамина Д и его графическое обозначение

2 ученик: описывает функции витамина Д

3 ученик: определяет продукты,  которых находится витамин Д

4 ученик: определяет признаки авитаминоза

5 ученик: развеивает миф о витаминах Миф № 4: «Натуральные витамины лучше синтетических».

Исследовательский метод:

С помощью теста определить, есть ли у вас авитаминоз?

Задаётся проблемный вопрос: «А как вы думаете, где больше содержится  витамина С: в свежевыжатом соке или  соке из упаковки TetraPak?

Л/р «Определение витамина С в яблочном соке».

йодометрическим способом исследовать  натуральный яблочный сок и  яблочный сок в упаковке Tetra Pak на предмет содержания витамина С.

Коллективно-распределительная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продукты деятельности: заполненная таблица

Работа с тестом, представленным на слайде № 4

Проверка наличия авитаминоза или его отсутствия

по слайду № 5

 

 

 

Используют таблицу и гиперссылку на интернет ресурс слайда № 3, гиперссылку слайда № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают гипотезы на проблемный вопрос, представленный на слайде № 7

 

 

 

Делают выводы о содержании витамина С, используя инструкцию на

слайде № 8

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)

даёт определение понятия «витамины»;(ПР)

обосновывает значение витаминов для ЗОЖ;(ПР)

называет основные группы витаминов;(ПР)

раскрывает значение витаминов для человека;(ПР)

опровергает мифы о витаминах;(ПР)

Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение

Ролевая игра «Витамины»: представление результатов работы групп от имени витамина А, В, С, Д

 

Практическая работа. Задание: Опровергнуть мифы о витаминах

Дискуссия между всеми участниками процесса

 

 

фронтально

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

обосновывает значение витаминов для ЗОЖ;(ПР)

оценивает результат собственной деятельности;

обосновывает значение здоровья в жизни человека;(ЛР)

оценивает жизненную ситуацию с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.(ЛР)

Обобщающая беседа:

- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока?

Закрепление

Рефлексия

Ответить на 3 понравившиеся вопроса письменно:

  1. А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
  2. Больше всего мне понравилось_________ .
  3. Самым интересным сегодня на уроке было
  4. Самым сложным для меня сегодня было
  5. Сегодня я понял____________
  6. Сегодня я научился_________
  7. Сегодня я задумался_________

Оценка и самооценка

фронтально

 

тетрадь

Выполняют работу в интерактивных тестах, представленных на слайде 9

 

Отвечают на 3 любых понравившихся вопроса, представленных на слайде 10

 

 

 

 

 

 

Взаимная оценка в листе оценивания

 

Выводы.

   Выбранные  мною приёмы использования ИКТ и далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следует, что необходимо продолжать работать в данном направлении, добиваться хороших результатов и повышать качество знаний учащихся. Повышения  мотивации к изучению предмета биологии  можно реализовать,  продолжая работать над следующими проблемами:

-Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе    в условиях модернизации современной школы.

-Расширять арсенал  форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.

-Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии а значит, повышать качество знаний.

-Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

- Работать с электронными версиями мультимедиа учебников.

-Работать над   проектами, выполняя их как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

Результативность моего опыта использования ИКТ на уроках биологии, можно проследить по следующим фактам:

-Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;

-Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

 Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и Интернет-ресурсов:

Статья.

  1. Романовский В.Е., Синькова Е.А., Витамины и витаминотерапия. Серия "Медицина для вас". - Ростов н/д: "Феникс", 2000, 320 с.
  2.  Тюренкова И.Н. «Растительные источники витаминов», Волгоград 1999 год, 45с.
  3. Ефремов В.В., Спиричев В.Б. и Симакова Р.А. Витамины, БМЭ, 3-е изд., т. 4, с. 270, М, 1976. 
  4. Припутина Л.С. Пищевые продукты в питании человека. Киев, 1991

 

Электронный ресурс.

1.     О витаминах [Электронный ресурс] // http://proakvarium.ru/ Режим доступа http://proakvarium.ru/statyi/vitaminy/18.htm

2.     Статьи о витаминах [Электронный ресурс] // http://pharma-project.ru/: [сайт] // 2012 г. - Режим доступа: http:// http://pharma-project.ru/vitamins//

3.     Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

                         СЛАЙД № 1                                                                СЛАЙД № 2

                                                               

                 

                         СЛАЙД № 3                                                                СЛАЙД № 4

 

                 

                       СЛАЙД № 5                                                                СЛАЙД № 6

 

                

                      СЛАЙД № 7                                                                СЛАЙД № 8

 

         

                      СЛАЙД № 9                                                               СЛАЙД № 10

Категория: Мои файлы | Добавил: nataliya
Просмотров: 1682 | Загрузок: 57 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024